Слово «икона» переводится с греческого языка как изображение, образ. Почитание икон характерно только для христианства, т. е. написание икон получило распространение только в православии и католицизме.
В Византии к 9–12 векам сформировался иконописный канон – совокупность правил и норм, которые регламентировали творчество иконописца. Этот канон использовала и Русская Церковь. Создавая икону, иконописец должен был подчеркнуть сверхъестественный характер ее образов, отделить их от реальных событий. Этой цели служили принцип неподвижности, статичности фигур, золотой фон изображаемого, обязательный нимб над головой, изображающий сияние света и славы Божией. Иконы писали на липовых досках (иногда – на холсте) особыми красками, которые разводили святой водой. Прежде чем приняться за работу, иконописец постился, очень много молился и просил у Господа благословения.
На иконах изображали Самого Бога, Божию Матерь, ангелов, святых угодников.
Молясь перед иконой, надо помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь их изображение. Поэтому не иконе надо молиться, а Богу, Богородице или святому, которые на ней изображены. На святой иконе мы благоговейно созерцаем святые лики, которые поднимают наш ум к Богу и святым угодникам, воспламеняют сердце любовью.
Многочисленные чудеса, происходящие от икон побуждают нас задумываться о духовных ценностях и смысле жизни.
Чудо – есть проявление Божиего всемогущества, это ощутимый человеком результат сверхъестественного действия Божия в этом мире. Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней.
Иногда люди, ощутившие чудо Божьей помощи, по молитвам перед иконой Божьей Матери или какого-то святого, приносят в благодарность свои драгоценности. Эти вещи сотрудники храма помещают на под киот (застекленный шкафчик для иконы), где находится эта икона. Такие иконы всегда сразу видны людям, приходящим в храм.